Как стать успешным руководителем

Быть хорошим руководителем довольно трудно. Я знаю, о чем говорю. За годы своей 30-ти летней карьеры мне довелось поработать с сотнями руководителей высшего звена, как в крупных компаниях, так и в небольших. На протяжении более 20-ти лет я сам являюсь директором одной из компаний. И из всех этих руководителей, лишь о некоторых можно сказать, что они являются действительно «великими» управляющими. Себя я к таким людям, честно говоря, отнести еще не могу.

Найти хорошего руководителя также очень непросто. Если вы попросите 10-ть человек описать идеального босса, то почти наверняка вы получите 10-ть различных описаний. И это вполне объяснимо, ведь у каждого из нас имеется свое представление об образе идеального супруга, идеальных друзей, идеальных родителей, и каждый будет предъявлять свой собственный список требований к идеальному начальнику. Подумайте сами, сколько в итоге различных требований нашему потенциальному руководителю придется учитывать, чтобы оправдать ожидания десятков, а может даже и сотен людей. В этом-то и загвоздка.

Ключевые качества хорошего управленца

Вы наверняка слышали поговорку: "Будешь пытаться угодить всем – не угодишь никому". Она безусловно относится и к сфере управления людьми. Вы можете считать себя гениальным управляющим и думать, что знаете, чего хотят другие сотрудники вашей компании, но в конечном счете наделать таких вещей, которые очень негативно скажутся и на вас, и на ваших сотрудниках, и на всей вашей компании.

Подумайте об этом с точки зрения сегодняшних реалий. Если вы прикладываете массу усилий, чтобы вызвать симпатию у людей, в конечном счете можете вызвать у них отторжение. Если вы из кожи вон лезете в стремлении выглядеть «настоящим» – выглядеть вы скорей всего будете неестественно и наиграно. Если вы не готовы быть абсолютно честны с людьми – говорить им холодную горькую правду, не боясь страха оскорбить кого-то, – вы не принесете этим людям никакой пользы.

Запомните: быть лидером команды, управлять группой других людей, руководить большой или малой компанией – это не конкурс популярности. В том числе это касается и веб-студий, поскольку для разработки сайта на сегодняшний день существует немалое количество технологий, и каждый ваш сотрудник будет яростно «продвигать» именно свою, наиболее им любимую. Так вот вместо того, чтобы пытаться быть «хорошим» для всех, стремиться заслужить восхищение или даже уважение людей, которые с вами работают, нужно делать то, что действильно сделает из вас великого руководителя: увеличивать свой опыт работы, уметь слышать своих коллег и давать сотрудникам свободу действий (в разумных пределах).

Иметь значительный опыт работы

Для того, чтобы научиться чему-либо на новом рабочем месте, нужно наблюдать за более опытными сотрудниками и смотреть, какие методы работают, а какие не работают. Через некоторое время можно уже самостоятельно попробовать тот или иной метод и посмотреть, как он пойдет у нас. Для того, чтобы научиться управлять людьми и вести их за собой, требуется абсолютно тоже самое. Первое, что вам требуется: это получение знаний о том, как работают те или иные модели поведения, какие из моделей поведения являются хорошими, а какие лучше не применять. И второе: получение реального опыта (возможно даже в мировом масштабе) о применении тех или иных сценариев поведения, пусть даже методом проб и ошибок. А если вы к этим двум пунктам добавите еще получение знаний от более опытных руководителей (так сказать, наставничество), то ваш путь к желаемой цели значительно ускорится.

Умение слышать своих коллег

Большинство молодых начинающих руководителей стремятся завоевать мир и их можно охарактеризовать одной фразой «я знаю все». То есть только войдя в сферу управления людьми они начинают считать, что знают абсолютно все в данной области и являются в ней очень большими экспертами. Это конечно же не так. Только после многих лет опыта работы, реальных успехов и порой сокрушительных неудач, мы можем понять, насколько много мы знаем или не знаем о деловом мире и о нас самих. И когда руководитель осознает, что реальность существенно отличается от того, какой он себе ее представлял, для него это всегда является некоторым шоком. Именно в данный момент и приходит понимание того, что обратная связь от рядовых сотрудников, начальников отделов и других своих коллег просто необходима. Умение не зацикливаться лишь на своих мыслях и прислушиваться к мнениям других сотрудников приносит ощутимую пользу как самому руководителю, так и всей его компании в целом.

Естественно, следует уметь отделять хорошие идеи и мнения от идей несостоятельных. Руководствоваться в этом выборе можно следующим правилом: если мнение является мнением лишь какого-либо одного сотрудника, то можно не придавать ему особое значение; если же идея или мнение поступает сразу от нескольких ваших коллег, с которыми вы поддерживаете обратную связь, то данной идее или мнению следует уделить серьезное внимание. Бизнес строится прежде всего на взаимоотношениях между людьми, поэтому отладка механизма обратной связи помогает руководителю всегда иметь адекватное восприятие реального положения дел в его компании.

Давать сотрудникам свободу действий

Каждая успешная компания имеет свою уникальную миссию, стратегические цели и свою определенную культуру, как каждый сотрудник должен себя вести. Очень важно, чтобы вся организация, от ключевых сотрудников до простых работяг, понимала цели компании и полностью следовала правилам ее внутренней культуры. И руководитель каждого звена играет решающую роль в данном вопросе.

Это может показаться странным, но наиболее управляемые компании имеют такую внутреннюю культуру, которая способствует проявлению инициативы сотрудников. Это означает, что сотрудникам не просто позволяется, но и всячески приветствуется проявлять инициативу и придумывать более оптимальные способы решения тех или иных проблем. Подобные механизмы позволяют компании быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, преодолевать возникающие препятствия и быстро расти.

Вы можете быть отличным парнем, который относится к своим сотрудникам как к золоту, но если вы и ваша команда не разделяет интересы компании, в которой вы хотите работать, то в данной компании вы будете очень плохим управленцем. И наоборот, если ваши интересы полностью совпадают с интересами компании, вы сможете дать своим сотрудникам некоторую свободу действий, поскольку будете уверены, что их интересы также совпадают и с вашими интересами, и с целями всей компании. А это, в свою очередь, верный признак того, что вы на правильном пути в своем стремлении стать великим боссом.


Возможно, вам также будут полезны следующие статьи: